image 3Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, мировой общественностью отмечается Всемирный день прав потребителей. В этот день, сообщества потребителей объединяются, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире. В 2023 году девизом всемирного дня защиты прав потребителей провозглашено «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии: «Empowering Consumers Through Clean Energy Transitions».

Знать свои права — важно, а уметь применять знания в жизни — еще важнее. Благодаря Всемирному дню защиты прав потребителей каждый из нас сможет узнать что-то новое и задуматься насколько мы экологично потребляем природные ресурсы. В условиях самого серьезного кризиса стоимости жизни за последнее поколение и в условиях, когда энергетический мир резко реагирует на проблемы с поставками и изменением климата, ключевую роль отводится обеспечению справедливого перехода для потребителей.

Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:

  • энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений)
  • энергетически чистый транспорт
  • чистое электроснабжение

Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии. При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей, как потребителей. Однако, от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией не экологичных предметов.

Основной спрос потребителей на пути к изменению поведения:

  • Знания, ценности и осведомленность – потребители понимают необходимость и возможности для перемен.
  • Наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке.
  • Надежность и безопасность – потребители верят, что новые решения и технологии помогут поставщикам надежно и безопасно предоставлять услуги.
  • Внедрение – потребители не сталкиваются с обременительными процессами при использовании новых решений и технологий.
  • Использование – Потребители имеют возможность использовать новые системы или технологии эффективно и экономично.
  • Ремонт и возмещение ущерба – потребители защищены надежными гарантиями и имеют доступ к адекватному обслуживанию, ремонту и возмещению ущерба.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан с 13 по 24 марта запускает «горячую линию» по защите прав потребителей.