«Вас всё меньше и меньше...» - взгляд ребёнка устремляется к ним - к тем, кто чуть больше семидесяти лет назад сделал всё, что бы мы БЫЛИ. Поколение наших дедов и прадедов. Долгие четыре года они боролись ради будущих поколений. Ради нас с вами. Им, вернувшимся домой с победой и тем, «кто уже не придёт никогда...» было посвящено мероприятие, подготовленное педагогами и воспитанниками Центра детского (юношеского) технического творчества села Прибельский. Каждый старался приложить все силы, чтобы встреча с участниками Великой Отечественной войны состоялась в торжественной и тёплой обстановке. Изображения орденов Отечественной войны и георгиевские ленты украсили зал, и, конечно же, белые голуби – символ мира. Солдаты с фотографий бессмертного полка, казалось бы, наблюдали за происходящим.
Хочется, чтобы дети знали и помнили: война – это страшно! Это разрушенные и сожжёные сёла и города, лагеря смерти, миллионы погибших людей! Война – это Брестская крепость! Хатынь! Сталинград! Ленинградская блокада! Разве может оставить кого-то равнодушным знаменитый дневник Тани Савичевой?!
Дети рассказывали о страшных событиях. И о том, с какой надеждой солдаты воевали, о чём писали домой в письмах-треугольниках домой.
Война безжалостно ворвалась в жизнь каждого! Старики, женщины, дети тоже, как могли, приближали победу. О бойце незримого фронта – советском учёном-микробиологе Зинаиде Виссарионовне Ермольевой рассказала библиотекарь Эльвира Фанилевна Яраева. Вклад этого учёного в победу неоценим: открытый ею всем известный сегодня препарат пеннициллин помог спасти сотни тысяч жизней!
Все ждали рассказов ветеранов. Столько души вложили наши воспитанники, готовя подарки для уважаемых гостей - участников Великой Отечественной войны, приготовили самые горячие слова благодарности за то, что они защитили наше будущее, выучили самые трепетные стихи о войне. Их осталось так мало – свидетелей тех дней... В Прибельском сегодня проживают всего пять ветеранов Великой Отечественной войны: Илья Герасимович Алексеев, Сабирьян Шайхетдинович Гайнетдинов, Георгий Степанович Кудисов, Хантимир Хайбуллинович Каримов, Иван Игнатьевич Шальков.
«Когда началсь война, мне шёл шестнадцатый год, – рассказывает Илья Алексеевич Герасимов, уроженец Омской области. – Был весёлый летний день. Председатель колхоза собрал народ и объявил, что началась война. Мы, ребятишки, ещё не понимали, что это такое...»
В восемнадцать лет, после шестимесячного обучения, началсь фронтовая жизнь вчерашнего мальчишки. «Метр сорок три ростом и сорок три килограмма весом, – так охарактеризовал себя Илья Герасимович. - Маскировался бродягой, проникал в тыл к фашистам (особенно часто – на территории Белоруссии), собирал сведения о противнике и передавал их в штаб». Глядя на ещё и сейчас крепкого и с чувством юмора ветерана, понимаешь: с таким бойцом и сегодня можно пойти на боевое задание. Разведчик не дошёл до Берлина семьдесят пять километров, «задержался на Одере, есть такая река». Ветеран рассказал, что при освобождении города Данциг получил шесть осколочных ранений, победу встретил в госпитале на территории Польши. В октябре 1945 года его списали как негодного к строевой службе. В село Прибельский Илья Герасимович приехал с молодой женой с символическим именем Катюша.
«Вас сегодня можно сравнить с красотой! - обратился бывший фронтовой разведчик к детям. – Желаю вам хорошо учиться, трудиться, быть счастливыми!»
А ведь ради этого они, совсем юные в то время солдаты, не щадя своей жизни, боролись с фашизмом.
На экране зала кадры кинохроники Великой Отечественной войны сменяются фотографиями победителей. Поколение наших дедов и прадедов. Лица тех, кто 1418 дней и ночей шёл к победе; тех, кто помнит о боевых друзьях и подвигах, кто ещё может рассказать нам, чтобы помнили...
Ему было шестнадцать. «Учились, мечтали, но война...» - начинает свой рассказ Иван Игнатьевич Шальков. Ему не было и восемнадцати лет, когда призвали служить. Обучив специальности танкового пулемётчика, его направили в 67-ю стрелковую дивизию на Орловско-Курскую дугу, известную особо жестокими сражениями. Как и все, кто был на передовой, Иван Игнатьевич не рассказывал о сражениях. Получил ранение на пути в Брянск. Был отправлен к Ленинграду.
«Блокадный Ленинград! Милый мой! – в глазах ветерана глубокая боль, словно заново переживает события минувших лет. - Что такое блокадный Ленинград? Нет электричества. Нет воды. Нет хлеба. Холод. Голод. Ведётся обстрел из тяжёлых орудий. Трудно! Но люди пережили это!» Когда сняли блокаду, Иван Игнатьевич находился в госпитале. Он вспоминает выступление Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР М.И.Калинина о том, что правительство приняло решение накормить ленинградцев хлебом. «Утром открыли магазины, дали всем по булочке, - рассказывает ветеран. – Работающие в госпитале нянечки плакали, обнимались, радовались, что появился хлеб». (В памяти всплывает один из авторов народной книги «Дети войны»: пережив блокаду, он ценил каждую крошку хлеба и всю жизнь считал хлеб – самым вкусным лакомством!) С благодарностью отзывается Иван Игнатьевич о помощи всемирной организации «Красный крест»: «Появились макароны, яичный порошок, сгущённое молоко. Люди ожили». Ветеран с глубоким уважением говорит о пережившем страшную блокаду городе, отмечая особых её жителей – очень вежливых, готовых прийти на помощь. Рассказывая, фронтовик едва сдерживает слёзы. Его взгляд устремлён прямо в глаза – так смотрят только очень честные люди с чистой душой.
Не всем было дано вернуться домой. Победа - это не только слезы радости. Это слезы утраты, боевых друзей, это скорбь народная.
Мы склоняем головы перед величием подвига советского солдата... Словно тревожный колокол, звучат проникновенные строки «Реквиема» Роберта Рождественского:
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Автор Рашида Гимаева
Фото Елены Сагадиевой