Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

  1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
  2. Надежда и отчаяние
  3. Добро и зло
  4. Гордость и смирение
  5. Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Телефон "горячей линии" по ЕГЭ (сектор общего образования Отдела образования) - (34765)2-12-42 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.30).

Телефон "горячей линии" по ЕГЭ (отдел государственной итоговой аттестации и оценки качества образования Министерства образования Республики Башкортостан) - (347)218-03-81, 218-03-28 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00 ).

Телефон "горячей линии" по вопросам проведения итогового сочинения (изложения) - (347)218-03-28 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00)

Сайт РЦОИ ИРО Республики Башкортостан

Сайт Министерства образования Республики Башкортостан

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Сервис проверки результатов ЕГЭ (http://check.ege.edu.ru/) 

График обработки экзаменационных работ основного этапа ГИА-11 в 2019 году

График обработки апелляций о несогласии с выставленными баллами основного этапа ГИА-11 в 2019 году

Экзамен Дата экзамена Прием апелляций о несогласии с выставленными баллами Рассмотрение апелляций
География, Литература 27.05 13 и 14 июня 2019 года 17 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120
Математика (базовый уровень) 29.05

13 и 14 июня 2019 года

17 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Математика (профильный уровень) 29.05

13 и 14 июня 2019 года

17 - 19 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

История, Химия 31.05 17 и 18 июня 2019 года

20 - 21 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Русский язык 03.06

20 и 21 июня 2019 года

24 - 26 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Физика 05.06

20 и 21 июня 2019 года

24 - 26 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Иностранные языки (письменно) 05.06 25 и 26 июня 2019 года

28 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Иностранные языки (устно) 07.06

25 и 26 июня 2019 года

28 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Иностранные языки (устно) 08.06

25 и 26 июня 2019 года

28 июня 2019 года с 10.00 ч. до 18.00 ч., ГАУ ДПО ИРО РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, 120

Обществознание 10.06    
Биология, Информатика и ИКТ 13.06    

 

Расписание досрочного периода ЕГЭ

20 марта (ср)

география, литература

22 марта (пт)

русский язык

25 марта (пн)

история, химия

27 марта (ср)

иностранные языки (устно)

29 марта (пт)

математика Б, П

1 апреля (пн)

иностранные языки, биология, физика

3 апреля (ср)

обществознание, информатика и ИКТ

5 апреля (пт)

резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история

8 апреля (пн)

резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология

10 апреля (ср)

резерв: русский язык, математика Б, П

Экзамены для выпускников прошлых лет (ВПЛ) будут проводиться в лицее № 94 Советского района г.Уфы по адресу: г. Уфа, ул. Губайдуллина, д.27

 

В срок до 1 февраля 2019 года обучающиеся общеобразовательных организаций республики пишут заявления на ЕГЭ. К 1 февраля выпускники должны определиться с выбором экзаменов в форме ЕГЭ. Выпускники этого года подают заявления в свои школы, выпускники прошлых лет – в места регистрации на ЕГЭ.

После 1 февраля заявление на участие в ЕГЭ принимается по решению государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.

 

Региональные документы

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 09.11.2018 №1358 "Об утверждении мест регистрации на сдачу единого государственного экзамена в 2019 году в Республике Башкортостан"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.11.2018 №1343 "Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2018-2019 учебном году"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 8.10.2018 №1200 "Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 18.04.2018 г. №556 "О внесении изменений в приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 декабря 2017 года №1553 "О проведении государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык и литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения государственной итоговой аттестации в Республике Башкортостан в 2018 году"

Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 12.03.2018 №08-09/079 "Обучение граждан, изъявивших желание стать общественными наблюдателями"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 26.12.2017 №1538 "О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Республики Башкортостан в 2018 году"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.12.2017 №1553 "О проведении государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык и литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения государственной итоговой аттестации в Республике Башкортостан в 2018 году"

Приложение №1 к Приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 03.04.2017 № 369

Приложение №2 к Приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 03.04.2017 №369

Форма заявления общественного наблюдателя

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 27.11.2015 №2303 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 19.03.2015 №473 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации в Республике Башкортостан"

Порядок проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации в Республике Башкортостан

Приказ от 06.11.2018 №1343 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2018-2019 учебном году»

Приказ от 08.10.2018 года № 1200 «Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц»

Приложение № 1 к приказу от 08.10.2018 года № 1200 «Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц»

 

Федеральные документы

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07.11.2018 № 190-1512

Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1099 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году"

Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.04.2017 №920-10 "О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 №3422-10"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.11.2016 №1967 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

Письмо Рособрнадзора от 12.07.2017 № 10-577 "Об организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в сентябрьские сроки в 2017 году"

Методические документы Рособрнадзора по государственной итоговой аттестации

Правила подачи апелляции о несогласии с результатами единого государственного экзамена

Бланк апелляции о несогласии с результатами ГИА-11

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»(Зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2014 г. № 31472)

 

Рособрнадзор

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

Перечень отчетных форм для проведения сочинения (изложения)

Сборник отчетных форм для проведения сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования и среднего общего образования в 2019 году

 

Интернет-ресурсы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ФГБУ "Федеральный центр тестирования"

Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан

Официальный информационный портал ЕГЭ

Официальный информационный портал ГИА 9

Институт развития образования Республики Башкортостан

Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан

 

Направления тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2018-2019 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

 

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебный год.

С 02 октября 2017 года в Кармаскалинском районе стартует прием заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении).

 

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2017/18 учебном году:

  Дата написания итогового сочинения (изложения)

    Сроки подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении)

  06 декабря 2017 года

  до 21 ноября 2017 года (включительно)

  07 февраля 2018 года

  до 23 января 2018 года (включительно)

  16 мая 2018 года

  до 27 апреля 2018 года (включительно)

 

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

- обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз); 

- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине; 

- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине. 

 

Министерством образования Республики Башкортостан определены места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2017/18 учебном году (приказ от 06.10. 2017 года № 1142), а также утвержден порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) ,который включает в себя  образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) для различных категорий участников и образец согласия на обработку персональных данных.

Места регистрации на проведения итоговое сочинение (изложение)

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)

 

УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования  (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. 
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично. 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).
В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года

Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет

Образец согласия на обработку персональных данных

Схема регистрации на сочинение

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году

                                                                                                                     

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

  1. «Верность и измена».
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
  3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
  4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
  5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2017-2018 учебный год

 

А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Телефон "горячей линии" по ЕГЭ (сектор общего образования Отдела образования) - (34765)2-12-42 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.30).

Телефон "горячей линии" по ЕГЭ (отдел государственной итоговой аттестации и оценки качества образования Министерства образования Республики Башкортостан) - (347)218-03-81, 218-03-28 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00 ).

Телефон "горячей линии" по вопросам проведения итогового сочинения (изложения) - (347)218-03-28 (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00)

Сайт РЦОИ ИРО Республики Башкортостан

Сайт Министерства образования Республики Башкортостан

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

 

Федеральные документы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1099 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году"

Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.04.2017 №920-10 "О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 №3422-10"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.11.2016 №1967 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

Письмо Рособрнадзора от 12.07.2017 № 10-577 "Об организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в сентябрьские сроки в 2017 году"

 

Региональные документы

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 07 ноября 2017 г. № 1290 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2017-2018 году»

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 03 ноября 2017 г. № 1279 «О создании комиссии»

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.10.2017 года № 1142 "Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц"

Приложение № 1 к приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 06.10.2017 года № 1142 "Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц"

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан №1553 от 29.12.2017 о проведении государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык и литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения государственной и тоговой аттестации в Республике Башкортостан в 2018 году

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан №556 от 18.04.2018 о внесении изменений в приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 декабря 2017 года № 1553 «О проведении государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык и литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения государственной итоговой аттестации в Республике Башкортостан в 2018 году»

 

Муниципальные документы

План мероприятий (дорожная карта) "Организация и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан в 2018 году"

 

Расписание

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017г. № 1099 об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017г. № 1098 об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году

Расписание ГИА-2018 на сайте ege.edu.ru

Сроки участия выпускников прошлых лет (ВПЛ) в ЕГЭ-2018

 

Заявления

Образец заявления на участие в ЕГЭ

 

Плакаты

Appelyatsiya 2018  Bally 2018  Inostrannye yazyki 2018  Izlozhenie  Matematika 2018  NIKO  PPE 2018  Predmety 2018  Protsedury 2018  Russkiy yazyk 2018  Sochinenie 2018  VPR  Zapreshchaetsya 2018

 

 

Интернет-ресурсы:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ФГБУ "Федеральный центр тестирования"

Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан

Официальный информационный портал ЕГЭ

Официальный информационный портал ГИА 9

Институт развития образования Республики Башкортостан

Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан